Top.Mail.Ru
Интеллектуальная собственность в Якутии: как защитить свои креативные проекты
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Новости
  4. Для студентов
  5. Интеллектуальная собственность в Якутии: как защитить свои креативные проекты

Интеллектуальная собственность в Якутии: как защитить свои креативные проекты

a27lvimlb5nqiuovgqvv8drgmnkt5egc.jpg
Просмотров: 94

Плагиат, пиратство, потеря мотивации… Авторские права – это не просто юридические формальности, а мощный инструмент защиты и стимул для творчества.

Вместе с Юлией Бурнашевой, руководителем представительства Российского центра интеллектуальной собственности в Республике Саха (Якутия), Отличником печати РС(Я), мы разобрались в темах интеллектуальной собственности в цифровой экономике, инструментами борьбы с пиратством, и шагами для защиты своих прав.

Насколько важна защита авторских прав в современном мире, особенно в условиях цифрового распространения контента?

 

Для начала скажу, что авторские права охраняет государство, причем бесплатно, и с самого момента создания произведения. Но когда речь идет о возможной монетизации, о бизнесе, то тут необходимо документальное оформление. Сейчас, в условиях тотальной цифровизации, когда сами авторы выкладывают собственные произведения на различные ресурсы для собственной самореализации, порой получают шок от бессовестного и бесконтрольного использования произведений. Зачастую это может привести к упадку творческого потенциала, недоверию к институтам защиты авторского права.

 

Какие основные проблемы, связанные с нарушением авторских прав, вы видите в сфере литературы и искусства?

 

Есть такой термин – «большие права». Это авторские права для театральных постановок, филармоний, там легче отследить использование прав (музыка, постановки, хореография, либретто), так как в РФ хорошо работает цифровая билетная система, она достаточно прозрачна. Литературные произведения при издании в типографии автоматически регистрируются в системе

Библиотечно-библиографической классификации, где фиксируется и автор, и его произведения, и права издателя. Но в настоящее время многие публикуются на просторах интернета, в небольших издательствах , и не фиксируют собственные права в национальных реестрах.

 

Самая главная проблема — это неосведомленность и правовой нигилизм как авторов, так и предприятий, которые намерены работать с произведениями литературы и искусства. Необходимо повышать квалификацию всех категорий создателей и пользователей авторских прав (авторов, организаций, работодателей и т.п.).

 

Как, по вашему мнению, можно эффективно бороться с пиратством и защищать права авторов?

 

Сейчас появились современные инструменты фиксации и защиты авторских прав. По аналогии с регистрацией недвижимой собственности и движимой собственности (авто) создана система для регистрации интеллектуальной собственности. Это не просто регистрация авторского права, это фиксация правообладателя и автора. При этом правообладателем может быть не только сам автор, но и юридическое лицо (работодатель, инвестор), и это подтверждает чистоту прав.

 

Пиратство авторского контента всегда было и будет, но чем больше мы будем вооружены знаниями, тем труднее будет пиратство. С совершенствованием системы оформления (регистрации) прав будет расти институт защиты и продюсирования/менеджмента не только в музыкальных, но и других творческих сферах. В отличие от зарубежного опыта, Россия работает в современных реалиях только с 1991 года. До этого, в советское время, все авторские права зачастую принадлежали государству, но государство, являясь крупнейшим правообладателем и выгодоприобретателем, наделяло авторов высоким статусом, награждало, и гонорары были очень крупные. Сейчас свои условия диктует рынок. Это уже философский вопрос, когда было лучше, но однозначно ценность творчества человека должна только повышаться.

 

Что бы вы посоветовали начинающим авторам в отношении защиты своих прав на произведения?

 

Во-первых, пройти обучение в сфере интеллектуальной собственности. Во-вторых, использовать современные инструменты фиксации и регистрации, например, в НРИС. И в-третьих, быть открытым к предложениям со стороны предпринимателей, которые, защищая свой бизнес, обязательно будут фиксировать авторство на приобретаемое право.

 

Авторские права работают на автора только в случае желания самого автора поделиться своим творчеством. Ведь все, что нас окружает, создано человеком, какая-то компания выкупила права и стала производить.

 

Мы поговорили о совсем небольшой части «вселенной – Интеллектуальная собственность». Очень много информации об исключительных и неисключительных правах и многом другом.