В Доме Олонхо села Чагда Кобяйского улуса состоялась уникальная театральная премьера, ставшая результатом объединения усилий профессионалов и местных жителей.
С 24 по 29 ноября студенты и педагоги Арктического государственного института культуры и искусств (АГИКИ) подготовили и представили сразу два спектакля – это спектакль-олонхо «Биэ уола Бэйбэлдьийэ тулаайах» («Сын кобылицы, богатырь-сирота Бэйбэлдьийэ») созданный драматургом Федотом Семеновичем Семёновым (Кырса Сөдүөт), который сам был родом из Кобяйского улуса и детский спектакль-сказка.
Зал был переполнен: на премьеру пришли не только жители села Чагда, но и соседнего села Кобяй и других близлежащих сёл. О том, как рождалось это чудо. О бессонных ночах, посвящённых изготовлению реквизита, и о силе искусства, способного объединять целое село нам рассказала режиссер-постановщик Светлана Яковлева.
— Светлана, о чём спектакль, поставленный по пьесе Федота Семёнова (Кырса Сөдүөт)?
— Это произведение «Биэ уола Бэйбэлдьийэ тулаайах». Его сюжет сильно отличается от канонических олонхо. Всё начинается с сотворения Верхнего мира. У Айыы Тойон и Айыы Хотун рождается девочка, Урун Сымалдьыйа. Повзрослев, она оказывается в непростой ситуации и решает превратиться в лошадь, спуститься в наш, Средний мир, чтобы родить здесь ребёнка. Она оставляет мальчика и возвращается обратно. А мы наблюдаем за приключениями этого богатыря. Заканчивается история тоже необычно — жертвоприношением озеру.
— В чём главная особенность этой постановки?
— В том, что мы поставили два спектакля — детский и взрослый — всего за пять дней. И сделали это вместе с жителями села, которые раньше никогда не выходили на сцену. Это было стопроцентное погружение всего села в процесс! Я, например, жила у директора местного клуба Владислава Саввича, который в итоге исполнил главную роль. Его жена Розалия тоже играла в спектакле. Мы приходили поздно вечером с репетиций, но вместо сна садились лепить из папье-маше реквизит – маски для абааҕы. Кто-то шил костюмы для персонажей. Практически вся деревня была погружена в творчество. Они невероятно сплотились ради общей идеи – подготовки к спектаклю. Для них это была первая в истории полноценная премьера в местном Доме Олонхо. Это очень вдохновляло, хотя работать с непрофессионалами, конечно, сложно. Некоторые впервые в жизни пели тойук, впервые выходили на сцену — а некоторые сразу в главных ролях! От волнения перед показом плакали, потому что на репетициях что-то не получалось. Но в итоге всё прошло на высоте.
— Кто из АГИКИ воплощал этот проект?
— Нас была небольшая, но очень мощная команда из пяти студентов. Две хореографа — Сахаайа Саввинова и Уйгууна Васильева, второкурсницы. Они ставили танцы. Два фольклориста — Назар Филиппов и Сандал Прокопьев. Они создавали всю звуковую атмосферу: живую музыку, звуки природы, животных, а также учили наших новых непрофессиональных актёров технике пения тойук. А также Александр Зыков, студент 4 курса режиссёрского отделения, который взял на себя постановку детского спектакля.
— Как встретили премьеру?
— Зал был полный. Пришли все жители Чагды, приехали из соседнего Кобяя и других близлежащих сёл. Аплодисменты после финальной сцены были бурные и очень долгие. Это была настоящая общая победа. Я видела их лица — это был восторг, гордость и невероятное чувство общности.
— Этот проект стал уникальным экспериментом. Планируете ли делать аналогичные выездные в другие районы?
— К сожалению, эта поездка — разовая история. Логистика очень сложная. Сама дорога отнимает колоссальное количество времени и сил. Но этот опыт бесценен. Он показал, какой огромный творческий потенциал и какая жажда созидания есть в наших сёлах. И как искусство может зажечь сердца и превратить группу людей в настоящую команду. Мечтаю, чтобы такие проекты находили поддержку и могли продолжаться в дальнейшем.
