В рамках Северного форума по устойчивому развитию Арктический государственный институт культуры и искусств (АГИКИ) провел экспертно-аналитическую сессию «Арктика созидает: культура, рынки и идентичность будущего». Мероприятие стало площадкой для стратегического диалога о роли креативного сектора в преобразовании экономики макрорегиона.
Участники сессии — представители власти, бизнеса, образования и креативных сообществ — сошлись во мнении, что будущее Арктики и Севера связано с умением монетизировать уникальное культурное наследие, выводя его на глобальные рынки.
Ключевой темой дискуссии стал переход от дотационной модели к инвестиционной. Лидия Рой, руководитель Лаборатории креативных индустрий Школы управления СКОЛКОВО выступила в режиме онлайн. Она обозначила основные барьеры и перспективы:
«Рынок пока фрагментирован, существует недооценка окупаемости проектов. Перспективы — за увеличением венчурного капитала, IPO компаний и активным вовлечением меценатства». В числе практических мер она назвала создание специализированных инвестиционных фондов и разработку стимулирующих программ.
Ксения Илауски, Президент Северной академии искусств и дизайна (Ханты-Мансийский округ),делали акцент на важности работы с брендом и прямых коммуникаций призвала максимально использовать локальные ресурсы и развивать сувенирные линейки.
О конкретных шагах по развитию креативного бизнеса в регионе рассказал Георгий Андреев, министр предпринимательства РС(Я): «Вчерашние технологии продвижения уже не работают. Необходимо ставить перед собой цели и генерировать идеи, опережающие существующие тренды. Остановка в пути должна осуществляться только для перехода на новый вектор развития».
Отраслевой взгляд на коммерциализацию представил Алексей Егоров, руководитель «Сахафильм»: «Снимать якутское кино для участия в фестивалях — пройденный этап. Необходимо создавать коммерческий кинопродукт, приносящий прибыль. Без выхода на внешние рынки у якутской киноотрасли нет будущего».
Финансовые инструменты для поддержки проектов прокомментировал Афанасий Лугинов, зам. директора Якутской дирекции по развитию бизнеса «Газпромбанка»: «Необходимо не только уметь пользоваться существующими мерами поддержки, но и совершенствовать правовое поле, создавая благоприятный инвестиционный климат».
Ирина Вахольдер, директор универмага «Ленские столбы», обратилась к студентам: «Нужно показывать себя, рассказывать о себе, искать платформы, где можно заявить о себе. Через вашу активность будут узнавать о Якутии и Дальнем Востоке».
Роль университетов в формировании нового поколения предпринимателей обозначил Афанасий Захаров, руководитель отдела корпоративных продаж АГИКИ: «ВУЗ может и должен быть драйвером, который не только готовит кадры, но и сам создает и продвигает продукты на международный рынок. АГИКИ уже сегодня развивает такие проекты по сохранению культуры народов мира».
Модератор сессии, Вячеслав Аргунов, проректор по стратегическому развитию АГИКИ, подвел итог: «Креативные индустрии — это мост между традиционной культурой Арктики и экономикой будущего. Наша задача — построить этот мост вместе, объединив усилия государства, бизнеса, образования и творческих сообществ».
Арктический государственный институт культуры и искусств (АГИКИ) — ведущий вуз в сфере культуры и искусства на Дальнем Востоке и в Арктической зоне РФ. В рамках программы «Приоритет-2030» институт реализует стратегические проекты, направленные на технологическое лидерство и развитие креативных индустрий.