Top.Mail.Ru
АГИКИ впервые представил песни северных саха в Москве | Официальный сайт
АГИКИ впервые представил песни северных саха в Москве
19.06.2025 Приоритет 2030

АГИКИ впервые представил песни северных саха в Москве

Поделиться

В День России, 12 июня, в ТКЗ «Брюсов-холл» г. Москвы в рамках ХХIII Международного музыкального фестиваля «Вселенная звука» состоялась лекция-демонстрация «Дэгэрэн. Песни северных саха» под руководством доктора искусствоведения, профессора Оксаны Добжанской. Лекцию вела музыковед, кандидат искусствоведения Варвара Дьяконова, музыкальные номера представили носитель песенной культуры северных саха Марина Христофоровна Васильева и аспирантка АГИКИ, этнопевица, хомусист-импровизатор Надежда Варламова-Надикан.

Лекция-демонстрация была подготовлена по итогам трех экспедиций в арктические районы Республики Саха (Якутия) – в Абыйском, Верхоянском и Усть-Янском улусах, которые были проведены в 2024 году по проекту «Музыкальное наследие северных саха» программы «Приоритет-2030. Дальний Восток». Экспедиции под руководством Оксаны Добжанской и при участии Варвары Дьяконовой, Надежды Варламовой, Нины Слепцовой, Петра Неустроева состоялись с целью изучения уникальных типов фонации, вокального интонирования с хрипами и особыми тембровыми приемами, которые характерны для локальных северных групп якутов. В ходе экспедиций исследователями были выявлены четыре разновидности песен с уникальными типами фонации в стиле дэгэрэн – напев с гортанными хрипами хабарҕа ырыата, нёбное пение таҥалай ырыата, гнусавое пение хоҥсуо ырыа и пение в нос мурун ырыата.

"Якутия – это не только огромная территория и край природных богатств, но также и неизведанная, полная загадок земля уникальных традиций, незнакомого уклада жизни и самобытного мировоззрения. Одним из самых северных регионов Республики Саха (Якутия) является Верхоянский улус. Верхоянье называют Полюсом холода северного полушария, температура зимой здесь достигает -60 градусов. В этих суровых условиях живут северные саха-коневоды, которые разводят знаменитых якутских лошадей с длинной косматой шерстью, питательным молоком, жирным мясом.

Северные саха – народ, населяющий северные регионы Якутии. Они являются потомками первых переселенцев из Центральной Якутии, живут в заполярных районах веками, соседствуют с народами севера – эвенами, юкагирами. Они сохранили ритуальные традиции летнего праздника кумысопития Ысыах, традиционные костюмы, старинные обрядовые напевы.

Контакты с соседними северными народами оставили определенный отпечаток также и в музыкальной культуре народа. Так, одним из истоков зарождения обрядовых напевов с гортанными хрипами хабарҕа ырыата, нёбного пения таҥалай ырыата являются горлохрипения на вдох и выдох северных народов.

Именно такие напевы с необычным типом интонирования из репертуара носителей песенной культуры северных саха М. Слепцовой-Кустуй Маарыйа, М. Новгородовой, В. Эверстовой и П. Слепцова-Ойуун Борокуопай стали основой лекции-демонстрации", - рассказала Варвара Дьяконова.

Лекция открылась торжественным напевом тойук на янский мотив из репертуара Марии Слепцовой - Кустуй Маарыйа в исполнении Марины Васильевой. Верхоянская песенная культура была представлена творчеством Марии Слепцовой-Кустуй Маарыйа, Марии Новгородовой, Варвары Эверстовой

Лектор рассказала, что одним их основных песенных стилей якутов является дэгэрэҥ ырыа (размеренное пение). Дэгэрэн ырыа – вид народных песен размеренного движения, которые могут сопровождать ходьбу, танец. Дэгэрэн ырыа часто используются в обрядовой, трудовой деятельности, исполняются на праздниках.

Для песен хабарҕа ырыата характерны гортанные хрипы на слоги хм, м-ҕм, hҕм, мhҕм, хрр, тҕыа. Каждой строке напева таҥалай ырыата предшествует тембровая преамбула, интонируемая приемом толчка языком к нёбу на вдох и выдох на слоги hт-тиэ, hт-тиэ, hыт-тыа, hыт-тыа, hыт-таа, hыт-таа, hыт-тыа тыа. Напев хоҥсуо ырыа – носовая или «гнусавая» песня отличается тем, что исполняется в носовом режиме. В такой манере в старину исполнялись шуточные песни. Напев мурун ырыата – пение в нос – интонируется полностью плоским назальным звуком. Все эти напевы сугубо индивидуальны и зависят от искусства интонирования певца.

Песенный фольклор абыйских саха был представлен из репертуара народного певца, музыканта, мастера по изготовлению якутских музыкальных инструментов Прокопия Слепцова-Ойуун Борокуопай. В исполнении Марины Васильевой и Надикан прозвучали его обрядовые напевы «Күhүн көтөрү атаарыы» («Осенние проводы птиц») и «Ат симэҕин ырыата» («Песня конного убранства»).

Среди музыкальных номеров были включены также наигрыши на якутском металлическом варгане хомус в исполнении Надикан. Как отметила Варвара Дьяконова: «Традиционное и современное исполнительское искусство на хомусе является объектом нематериального этнокультурного достояния народов России. Он включен в федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия от Республики Саха (Якутия). Феномен якутского хомуса заключается не только в его универсальности, доступности, но в первую очередь его уникальном тембре, акустическим свойствам способным приспосабливаться к любым музыкальным жанрам разных времен и направлений, таким как рок, джаз, электронная музыка и даже классическая музыка». Зрители восторженно приняли импровизации на традиционный прием сыыйа тардыы и современные наигрыши в исполнении Надикан.

На лекции также были продемонстрированы фото-, аудио- и видеофрагменты с записями напевов Марии Слепцовой-Кустуй Маарыйа, Марии Новгородовой, Варвары Эверстовой и Прокопия Слепцова.

Лекция-демонстрация завершилась круговым танцем осуохай, который тоже является объектом нематериального этнокультурного достояния народов России и представлен в федеральном реестре объектов нематериального культурного наследия от Республики Саха (Якутия).

Проект осуществлен в рамках проекта «Культурный код Арктики: сохраняя традиции, создавая будущее с цифровыми технологиями» программы «Приоритет-2030. Дальний Восток».

Галерея

🍪 Привет!

Данный веб-сайт использует cookie-файлы в целях предоставления вам лучшего пользовательского опыта на нашем сайте. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с политикой в отношении обработки персональных данных.