Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish

Институт сегодня

Сегодня Арктический государственный институт культуры и искусств – базовый, единственный региональный вуз России, в котором готовятся кадры в области культуры и искусств для самого большого региона страны – Северо-Востока Арктической зоны. АГИКИ – один из известных лидеров в подготовке творческих кадров малочисленных народов Арктики. Залогом привлекательности института для молодежи регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока стала специфика содержания образовательных программ, основанная на соединении академических видов искусства с культурными традициями народов Арктики.

agiki.jpg

В настоящее время институт осуществляет образовательную деятельность по 24 направлениям и специальностям высшего образования, 38 образовательным программам.

В институте по очной и заочной формам обучается 1083 студента. Среди них студенты из регионов Российской Федерации – Таймырского муниципального района Красноярского края, Магаданской области, Хабаровского края, Монголии, Узбекистана. На краткосрочную стажировку приезжают зарубежные студенты из учебных заведений, являющихся членами Университета Арктики.

Гордостью института является преподавательский коллектив, насчитывающий в настоящее время 93 человека. У истоков Арктического института стояли и работают сегодня выдающиеся деятели искусств и культуры: народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и РФ Андрей Борисов, народная артистка России Альбина Борисова-Кычкина, заслуженная артистка РФ Айталина Адамова-Афанасьева, лауреат международных конкурсов Николай Пикутский, народная артистка Якутии и заслуженная артистка России Степанида Борисова, заслуженный деятель искусств России Зинаида Иванова-Унарова, доктора искусствоведения Ангелина Лукина, Оксана Добжанская, доктор социологических наук, заслуженный деятель науки РС (Я) Ульяна Винокурова, доктора культурологии Юрий Китов, Ольга Шлыкова, Татьяна Ляпкина, заслуженные артисты Республики Саха (Якутия) Ирина Борисова, заслуженные деятели искусств РС (Я) Мария Рахлеева, Туйаара Шапошникова, Марианна Лукина и др.

Почетные звания Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) имеют 30 преподавателей, степень доктора наук и ученое звание профессора – 7 человек, кандидатами наук, доцентами являются 32 преподавателя.

В нашем вузе 9 кафедр:
- кафедра народной художественной культуры,
- кафедра искусствоведения,
- кафедра музыкального искусства,
- кафедра театрального искусства,
- кафедра социально-культурной деятельности и менеджмента культуры,
- кафедра живописи и графики,
- кафедра библиотечно-информационной деятельности и гуманитарных дисциплин,
- кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства народов Арктики,
- кафедра информатики.

Обучение проходит в оборудованных аудиториях для проведения лекционно-семинарских и индивидуальных занятий, имеются хореографические залы, мастерские живописи, графики, дизайна, художественной обработки кости, специализированные классы по вокалу, инструментальному исполнительству, теории и истории музыки, репетиционные залы для учебного театра и оркестра народных инструментов, библиотека, фонотека.

Институтом установлены связи с Центром образования Саамского региона (г. Инари, Финляндия), Лапландским Университетом (Финляндия), Саамским Университетским колледжем (Норвегия), Монгольским университетом культуры и искусств, Университетом Кемён (Тэгу, Республика Корея), Центром Восточной Европы Варшавского университета, Государственным Эрмитажем России, Московским государственным институтом культуры, Восточно-Сибирской государственным институтом культуры, Дальневосточным федеральным университетом, Красноярским государственным художественным институтом, Институтом народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Северо-Восточным федеральным университетом имени М.К. Аммосова, Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН и др.

Научная деятельность Арктического государственного института искусств и культуры нацелена на обеспечение современного уровня подготовки кадров, создание теоретико-методологической базы развития образовательного процесса, обеспечение подготовки кадров, переподготовку и повышение квалификации работников культуры и искусств Арктики.

Научные лаборатории международного уровня (Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики, Научно-исследовательский центр циркумполярной цивилизации) разрабатывают новые методологические подходы в изучении Арктики с участием Высшей школы экономики, Санкт-Петербургского университета и зарубежных вузов.

Важнейшим результатом деятельности Научно-исследовательского центра циркумполярной цивилизации стало открытие явления существования арктической циркумполярной цивилизации, подтвержденное свидетельством об авторстве и получившее международное признание[1]. Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики[2] – результат коллаборации вуза с Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН – выиграла крупный грант Российского научного фонда No 14-38-00031 и возглавила междисциплинарные исследования, связанные с геокультурным брендингом северных территорий.

В АГИКИ сложилась научная школа в области этномузыкологии, собравшая уникальный фольклорный архив и коллекцию традиционных музыкальных инструментов народов Северной Азии, ставшую основой для создания в институте музея музыкальных инструментов. Научным руководителем школы является известный российский ученый, доктор искусствоведения, профессор Юрий Ильич Шейкин. По приглашению Оксфордского университета проф. Ю.И. Шейкин вошел в международный коллектив авторов по подготовке англоязычной музыкальной энциклопедии The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Им написаны статьи по музыкальной культуре народов Сибири и Дальнего Востока для данной энциклопедии. Ученый входит в топ-100 самых цитируемых российских авторов по направлению «Искусствоведение». За неоценимый вклад в изучение исчезающих культур народов Севера Ю.И. Шейкин первым из российских ученых удостоен авторитетной Международной премии в области сравнительного этномузыковедения им. Фумио Коидзуми, которая вручается в Токио (Япония).

Результатом большой исследовательской работы института по изучению сибирской коллекции Джезуповской экспедиции, хранящейся в Американском музее естественной истории (Нью-Йорк, США), стало издание первого тома системного альбома-каталога «Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира (XVII-начало XX вв.)»[3].

За выдающиеся научные результаты в области образования и науки преподаватели института У.А. Винокурова и Ю.И. Шейкин удостаивались национальной премии «Профессор года», учрежденной Российским профессорским собранием.

Преподаватели института, известные художники-живописцы Артур Васильев и Дьулустаан Бойтунов являются членами-корреспондентами Российской академии художеств, а художники-графики Мария Рахлеева и Михаил Старостин стали почетными членами РАХ, что является свидетельством академического признания художественной школы АГИКИ и Якутии.

Инновационный социально-образовательный проект «Образование + Культура», основанный на консолидации ресурсов трех вузов – АГИКИ, Чурапчинского института физической культуры и спорта и Арктического аграрно-технологического университета – ставит своей большой целью запуск процесса социальной модернизации села и внедрения современных технологий повышения качества жизни.

Международное сотрудничество в АГИКИ было определено как одно из приоритетных направлений деятельности. Уже с 2002 года институт начал сотрудничество с Университетом Арктики в качестве наблюдателя, а в 2003 году стал его полноправным членом и принимает участие в обменной программе мобильности студентов «Север Северу» (North2North). Вхождение в образовательное и научное пространство Университета 12 Арктики значительно активизировало международные связи института: начался обмен студентами и преподавателями, определилось участие АГИИК в тематических сетях Университета Арктики, стали организовываться совместные семинары, конференции, фестивали. По творческому и научному направлению институт тесно сотрудничает с университетами Нидерландов, Исландии, Франции, Монголии и Китайской народной республики.

Важное направление работы АГИКИ – художественно–творческая деятельность. Значительная часть студентов и преподавателей включена в десятки творческих коллективов, студий, лабораторий, принимает активное участие в концертной деятельности, фестивалях, конкурсах России, региона, мира.

В институте, готовящем будущих специалистов в сфере культуры и искусства, особое внимание уделяется творчеству студентов. АГИКИ гордится достижениями студенческого народного танцевального ансамбля «Аар-Аартык», студенческого театра «Туйэркэн», Оркестра народных инструментов, Оперной студии, обрядового коллектива «Долун», которые завоевали признание в регионе, стране и мире.

Художественное творчество студентов заслуженно оценивается на всех уровнях и конкурсах. Студенческие коллективы ежегодно принимают участие во всех значимых культурных мероприятиях городского, республиканского, всероссийского и международного уровней.

Институт выступает организатором ряда значимых творческих форумов и мероприятий, в частности: Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах «Сияние Арктики», вокалистов «Голос Арктики», Международная арктическая триеннале «Арктический хронотоп», Республиканская олимпиада школьников «Культура и искусство Арктики», Всероссийский конкурс исполнителей эпоса «Эпосы народов России», Международный проект «Кочующие свитки» и др.

С октября 2022 года вуз является участником федеральной программы "Приоритет-2030. Дальний Восток". В рамках этой программы АГИКИ к 2030 году намерен улучшить в разы ряд показателей своей эффективности, в том числе:

  • количество обучающихся - 1352;
  • средний балл ЕГЭ - 65;
  • доходы от НИОКР и творческой деятельности - 14,2 млн рублей;
  • обучающиеся по программам дополнительного образования - 1063;
  • создать 30 прорывных инновационных продуктов для региона и пять - для мира;
  • трудоустроить в регионах Дальнего Востока почти 900 выпускников;
  • открыть 30 сетевых школ АГИКИ на базе школ, ИТ-центров и центров компетенций;
  • 50% ППС - представители креативного бизнеса, ведущие ученые, педагоги-мастера искусств.

В период реализации проекта «Приоритет-2030. Дальний Восток» в планах института – открытие более 30 новых образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета и программ подготовки кадров высшей квалификации. Более трети программ потребуют процедур лицензирования и аккредитации.

План предусматривает нацеленность как на открытие новых направлений подготовки (специальностей), так и на модернизацию уже реализуемых. Учитывая приоритетную установку региона на развитие креативной экономики, новые образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы будут нацелены на развитие креативных и цифровых компетенций.

Ряд программ планируется к реализации в сетевом сотрудничестве с Universal University (дизайн, урбанистика и развитие территорий, кино, гейм-индустрия и др.), Дальневосточным федеральным университетом (направления туризма), Северо-Восточным федеральным университетом (педагогическое образование), Мурманским Арктическим государственным университетом (дизайн), кинокомпанией «Сахафильм», Национальным концерном «Сахабулт», Национальной вещательной компанией «Саха» и др.

В плане заложен тактический ход по открытию новых ООП, которые вкупе с некоторыми уже реализуемыми, но модернизируемыми, направлены на создание определенных блоков программ. Данные блоки будут направлены на закрытие потребности региона по определенным сферам креативной экономики и культуры. Например, блок «Кино и телевидение» включает программы – продюсерство; кинооператорство; художник кино и телевидения; звукорежиссура; креативная экономика и правовое обеспечение; музыка в сфере кино, компьютерных игр, музыкальных и театральных проектов; актерское искусство; руководство студией кино-, фото- и видеотворчества).

Новые программы в области туризма продолжат линию образовательных программ менеджмента в арктическом туризме, народной художественной культуры, музеологии и охраны объектов культурного и природного наследия.

Формирование цифровых компетенций в сфере креативной экономики и культуры продолжат реализуемые программы (прикладная информатика. цифровые технологии в библиотечно-информационной деятельности, в музейном деле, цифровой дизайн и др.) в блоке с новыми программами (бизнес-информатика, технология виртуальной и дополненной реальности, интеллектуальная робототехника, компьютерная музыка и аранжировка, компьютерная графика и анимация).

Ряд проектов уже реализованы и положительно восприняты обществом. Так, поставлен межрегиональный спектакль "Песнь летящей стрелы" на основе якутского, тувинского и алтайского эпосов; создан Дальневосточный молодежный оркестр русских народных инструментов, объединивший коллективы Якутии и Приморья; открыта программа по кино, выпускники которой станут основой для работы будущего круглогодичного кинопавильона; совместно с Universal University и индустриальным партнером-компанией "Сэйбиэм" реализована программа Летней школы ювелирного дизайна и впервые в мире проведен ювелирный креатон; с целью качественной реализации программы реновации дальневосточных городов открыта программа "Мастер-планирование и управление развитием территорий в условиях приполярного климата"; заключены соглашения о сотрудничестве с творческими и бизнес-вузами Казахстана, Камеруна и КНР; реализован совместный проект с ГИТИС - спектакль "Жалость"; студенты вуза, отобранные на конкурсной основе, получили гранты и прошли стажировки в учреждениях культуры и других организациях Дальнего Востока; реализованы курсы повышения квалификации и дополнительного образования; разработана нейросеть по изучению якутского языка совместно с Национальной библиотекой Якутии и другие проекты.