Top.Mail.Ru
В Светлогорске профессор АГИКИ рассказала об уникальности детских песен в культуре самодийцев
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Новости
  4. Новостная лента
  5. В Светлогорске профессор АГИКИ рассказала об уникальности детских песен в культуре самодийцев

В Светлогорске профессор АГИКИ рассказала об уникальности детских песен в культуре самодийцев

znqga95q156fy7cpxpzg7nsisuu95npz.JPG
28 мая 2024 Просмотров: 363

С 20 по 22 мая в Светлогорске провели XXIX Международную конференцию «Славянская традиционная культура и современный мир. Семейные традиции в народной культуре», на которой участие приняла профессор кафедры искусствоведения Арктического государственного института культуры и искусств Оксана Добжанская. Она поделилась результатами исследования детских песен и колыбельных в традиционной культуре сомадийских народов.

«Мой доклад связан с тем, что я хочу бороться с мнением, распространенным в фольклористике: все песни, которые поются для маленьких детей, являются колыбельными. Ничего подобного. В докладе рассмотрено несколько жанров, которые различаются по своим функциям и по своей поэтике», — отметила профессор. 

Первый из жанров, которому было уделено внимание в докладе, — колыбельная песня, выполняющая в традиционной культуре функцию усыпления младенцев. Этому способствует организация музыкальной структуры текста: это типовой напев, состоящий из кратких попевок, которые монотонно повторяются. «Колыбельную может петь и отец, и мать ребенка. В это время держат люльку на коленках и равномерно ее покачивают в такт пению. Свое пение они могут сопровождать звучанием инструментов», — уточнила Добжанская. 

Второй жанр — именные детские песни. Речь идет об индивидуальных песнях, созданных родителями ребенка, в которых обязательно произносится его или ее имя. Тексты таких песен, по словам профессора АГИКИ, чаще всего описывают будущее ребенка, дают ему позитивную жизненную программу, причем с очень четкими гендерными установками. Так, в песнях для мальчиков рассказывается, какой мальчик будет хороший охотник, каким быстрым, ловким и богатым оленеводом он будет, а в песнях для девочек рассказывается о ее прекрасных навыках мастерицы или красоте. При этом у нганасан такие песни короче и отражают характер ребенка, его отличительные черты. 

«Эти песни появляются значительно позже. Их начинают петь уже подросшим детям — в два-три года. Здесь очень интересно вспомнить статью Галины Николаевны Грачевой, исследователя нганасанского фольклора и этнографии, которая пишет, что давали имя ребенку примерно в 2-3 года. Настолько была высока младенческая смертность, что было бессмысленно давать имя, когда непонятно: будет он жить вообще или нет?» — говорит Оксана Эдуардовна.

К сожалению, именные детские песни сейчас плохо сохраняются, что напрямую связано с плохой сохранностью языка самодийских народов. «Но у ненцев она пока хранится, потому что оленеводство и традиционный образ жизни этого народа способствуют сохранению основных культурных музыкальных традиций», — резюмировала исследователь. 

В работе авторитетного научного форума приняли участие более 50 ученых и специалистов по традиционной народной культуре: фольклористы, этномузыкологи, этнографы, культурологи, искусствоведы, специалисты региональных центров народного творчества. Все они обсуждали актуальные вопросы сохранения и популяризации нематериального этнокультурного достояния народов России. Конференция прошла при поддержке Минкультуры России.