Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства народов Арктики

Заведующая кафедрой: Петрова Анна Григорьевна, кандидат искусствоведения, доцент, член Союза художников России

Контакты: 677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 4, каб. 209
 
Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства народов Арктики опирается в своей деятельности на реализацию общей идеи комплексного развития Арктического института культуры и искусств. Глобальная цель профессиональной подготовки дизайнера и художника декоративно-прикладного искусства отражает социальный заказ на подготовку специалиста, владеющего научными знаниями и профессиональными компетенциями, связанными с готовностью и способностью осуществлять художественно-проектную, аналитическую, экспериментально-исследовательскую, производственно-управленческую, педагогическую деятельность на различных уровнях: в образовательных учреждениях, государственных, муниципальных, частных предприятиях, службах и др.
Кафедра осуществляет реализацию таких основных образовательных программ:  54.03.01 (072500.65): Дизайн с профилями «графический дизайн», «дизайн среды», «дизайн костюма», «дизайн интерьера»; 54.03.01 (072600.62) «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», с профилями «Художественный металл», «Художественная резьба по кости».
   
Развитие художественно-проектной школы невозможно без формирования собственной научно-методологической, методической базы, поскольку характер вузовского преподавания носит главным образом фундаментальный характер, что означает обращенность к основополагающим категориям искусствоведческих, проектных, художественных, инженерно-технических и пр. дисциплин.
На кафедре развиваются искусствоведческие, культурологические, технические научные направления, ориентированные на разработку концепции регионального дизайна и декоративного искусства, проводятся исследования в области традиционного искусства и дизайна народов Азии, Арктики, Сибири (А.Г. Петрова), проблем в региональном дизайне (Г.Н. Решетников, В.Т.Макаров), реализуются проекты по благоустройству и архитектурно-художественному облику города и сел республики (Рахлеева О.А., Михайлова Е.П., Иванова С.В.).  Органически связанный с традиционным народным искусством современный дизайн стремится не порвать эти связи, но укрепить, расширить культурный контекст традиционного искусства и транслировать его дальше. Научная работа сотрудников кафедры прямым образом содействует главному в учебном процессе — повышению уровня и качества подготовки специалистов.
  
Творческий рост зависит и от включенности студентов в исследовательскую и профессионально-творческую деятельность от работы в учебно-исследовательских группах, студенческих дизайнерских бюро, учебно-производственных лабораториях и пр. Малое инновационное предприятие при кафедре «ПОЛЯРИС-АРТ» создано для развития и реализации творческих проектов студентов и профессорско-преподавательского состава и успешно осуществляет свою деятельность.
 
Систему обучения на кафедре можно условно разделить на несколько этапов и блоков, в которых реализуется триада – образность, системность, инновационность.

Первый этап – пропедевтический, рассматривающий основные закономерности организации объектов традиционного народного искусства, графического дизайна, дизайна среды, дизайна костюма, и раскрывающий способы анализа объектов проектирования. Весомый компонент – изучение объективных композиционных законов формообразования выработанных в традиционных и изобразительных искусствах. Теоретическая и практическая составляющие данного этапа способствуют развитию абстрагирования, образного мышления, освоению технических средств, и приемов. Например, в области дизайна среды и дизайна интерьера - это изучение теории и практики формообразования и формирования пространства. Важным является развитие творческой способности к синтезу, способности целостного видения мира, реализующегося в конкретной предметной форме. В области графического дизайна – это изучение традиционных художественных графических технологий, а также современных технологических форм в  сфере печати, визуальных коммуникаций, рекламы и пр. В области дизайна костюма – изучение закономерностей организации костюма как объекта. В области народного и декоративного искусства поиски плодотворного синтеза традиционного ремесленного и современного проектного подходов, формирование языка этнодизайна.
   
Последующие этапы обучения – это проектирование систем, в которые организуются объекты народного искусства, дизайна в зависимости от сложности системы. Работа проходит в форме курсовых проектов, и может быть связана с решением конкретных художественных и производственных задач по реальной тематике (изделия декоративно-прикладного искусства, городские пространства, малые архитектурные формы, фирменный стиль предприятий, рекламные комплексы и пр.). Важнейшим аспектом в профессиональной подготовке дизайнера и художника-мастера является развитие нестереотипного  мышления как условия, позволяющего в дальнейшей практической деятельности формировать художественно-проектные замыслы.  
В процессе обучения студент создает и предлагает новые проектные решения, идеи, образы. Методика обучения должна ориентировать студента на формирование собственных оригинальных концепций формообразования, что определяет динамику творческого роста и его профессиональную состоятельность. Студент учится мобилизовать способности, ставить проблему  и предлагать гибкие, поливариантные решения.