В АГИКИ обсудили проблемы сохранения и развития фольклорного наследия

Вчера, 5 апреля, состоялась всероссийская научно-практическая конференция на тему «Проблемы сохранения и развития фольклорного наследия в условиях современного театра». Организаторы: Национальный театр танца и Арктический государственный институт культуры и искусства.

Конференция была посвящена двум важным событиям в жизни театра: 25-летию присвоения Государственному ансамблю танца Якутии при Якутской государственной филармонии статуса Национальный театр танца РС(Я)  статуса  театру и 25-летию создания в театре оркестра национальных инструментов.

На втором этаже института были представлены выставки о творческой  деятельности Национального театра танца и учебном процессе института, в Камерном зале были  показаны якутские национальные музыкальные инструменты мастерской по изготовлению и реставрации музыкальных инструментов театра.

 

Торжественное открытие конференции началось традиционно с обряда благопожелания «Алгыс» в исполнении аксакала театра Дмитрия Артемьева.  Затем,  взоры зрителей обратили внимание на  яркое выступление студенческих фольклорных ансамблей «Долун» (рук. З.Стрекаловская) и «Аартык» (рук. А.Сидорова).  Студенты познакомили  присутствующих с фольклорными номерами, как  якутский тойук, танец стерхов и завершили красочное выступление хороводным танцем осуохай.  С приветственными  словами поздравили участников и гостей заместитель министра культуры и духовного развития РС(Я) Марина Силина, директор театра танца Александр Алексеев, ректор института Саргылана Игнатьева. 

Модераторами выступили Ангелина Лукина – доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой народной художественной культуры АГИКИ, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник культуры РС(Я) Ангелина Лукина и художественный руководитель театра танца, заслуженный работник культуры РС(Я) Светлана Бессонова.  Почетные гости – дочери Кыыл Уола Вера Сергеевна Данилова-Зверева, Варвара Сергеевна Иванова.

В первой части дня было представлено 10 докладов: А.Г. Лукина «Концепция развития национального театра танца на 2018-2028 гг.», С.П. Бессонова «Роль Национального театра танца в сохранении и развитии фольклорного наследия»,  Ч.К. Скрыбыкина  «Этномюзкл «Дети Белого Солнца» Рашида Калимуллина: к проблеме модели современной сценической интерпретации фольклорного наследия», И.С. Воробьев «Пути развития якутского национального инструмента кырыымпа», Е.Н.Романова «Концепция культуры в исследованиях Г.В.Ксенофонтова: сакральная память, искусство, текст», Т.Ф.Ляпкина «Фольклор и постфольклор в структуре массовой культуры», Ю.И.Шейкин, Т.И.Игнатьева, М.В.Слепцова «Из истории создания Музея музыкальных инструментов народов Северной Азии. Коллекция доктора искусствоведения, профессора Ю.И.Шейкина», Н.П.Петров «25 лет Оркестру – прошлое, настоящее, будущее», А.П.Решетникова «К вопросу освоения струнно-смычковыми инструментами Руслана Габышева этнического звукоидеала саха – протяжного стиля пения «дьиэрэтии ырыа», М.И.Шамаева «О концепции проекта «Развитие и сохранение якутского струнно-смычкового инструмента кыл (кылыһах). 

Самой увлекательной частью конференции стала презентация музыкального инструмента кырыымпа. Свои работы представили  Владимир Алексеев, мастер-настройщик музыкальных инструментов Московского государственного университета культуры и искусств и Тихон Дьячковский, мастер – изготовитель музыкальных инструментов мастерской по изготовлению и реставрации музыкальных инструментов театра. Состоялось премьерное выступление на этих кырыымпах. Солистка оркестра Анисия Габышева сыграла на кырыымпе мастера Владимира Алексеева, Елена Ноева на кырыымпе Тихона Дьячковского.  Они  с другими артистами оркестра сыграли сцену «Родной алаас» спектакля «Манчаары» на музыку В.Ноенохова, песню «Стерхи» Г.Григоряна в оркестровке Н.Петрова. Безусловно, солистки волновались, но коллеги поддержали, поздравив  их с дебютом. 

Большой интерес вызвал выступление ансамбля «КЫЛ САХа» (рук. А.Томская). Артисты этого прекрасного ансамбля заявили о себе 3 года. Они активно занимаются концертной и преподавательской деятельностью, принимают участие во многих значимых культурных мероприятиях. В прошлом году стали лауреатами Премии мира международного конкурса-фестиваля «Мир Сибири» в с. Шушенское Красноярского края.   Артисты играют на кыл со струнами из конских волос, изготовленного мастером – изготовителем музыкальных инструментов, самородком Русланом Габышевым. В их исполнении зрители восторженно приняли импровизацию на якутские мотивы, сюиту из энобалета «Оһуор Туос» («Берестяночка») В.Зырянова.

В обеденный перерыв гости и участники конференции посетили Музей музыкальных народов Северной Азии, где представлена коллекция Юрия Шейкина.

Программа второй части конференции тоже оказалась весьма насыщенной.  Было представлено 13 докладов: П.Е.Заболоцкая «Проблемы изучения истоков якутского танца», Н.К.Данилова «Пространство национальных праздников и обрядов в сценографии якутского театра», Е.С.Сергина «Концепт интерпретации фольклорного текста», В.Е.Дьяконова «Смычковая лютня – кырыымпа (конструктивные формы и исполнительские приемы)», В.Г.Колесова «Мастера-изготовители оркестра Национального театра танца им. С.А.Зверева-Кыыл Уола», П.С.Пахомов «Проблемы и перспективы развития мастерской по изготовлению и реставрации якутских музыкальных инструментов Национального театра танца им. С.А.Зверева-Кыыл Уола», Ю.И.Шейкин, Л.И.Кардашевская «Музыкальные инструменты эвенков», Н.И.Саньяхова «Эпические традиции в опере З.К.Степанова «Колыбельная»», В.В.Ксенофонтов «Фольклорная тематика в балетной музыке Владимира Ксенофонтова», В.Е.Романова «Местный фольклор в развитии народной хореографии», С.П.Толстякова «Сохранение локальных особенностей кругового танца Осуохай», Р.А.Габышев «Сценическое воплощение фольклора в деятельности студенческого ритуально-обрядового театра «Эйгэ», А.К.Алексеев «Использование этнических инструментов в современной электронной музыке». Также было представлено 10 заочных докладов.

В работе конференции приняли участие более 146 человек. На пленарном заседании и секциях было заслушано 36 докладов. Принимали участие ведущие руководители и специалисты в области культуры и искусств: А.И.Алексеев, С.П.Бессонова, А.Г.Лукина, Ч.К.Скрыбыкина, И.С.Воробьев (Санкт-Петербург), Е.Н.Романова, Петров Н.П., Решетникова А,П., Шамаева М.И., Добжанская О.Э, Сергина Е.С., Дьяконова В.Е., Никифорова В.С., Заболоцкая П.Е., Игнатьева Т.И., Бурцева Р.Х., Толстякова С.П., Романова В.Е. и др.

Активное участие в работе конференции принимали представители образовательных учреждений г. Якутска: Национальный театр танца РС(Я) им. С.А.Зверева-Кыыл Уола, Министерство культуры и духовного развития РС(Я), профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, Музей музыки и фольклора РС(Я), Союз композиторов РС(Я), ФГБОУ ВО «Арктический государственный институт культуры и искусств», Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Якутский педагогический колледж им. С.Ф.Гоголева, ГБПОУ РС(Я) «Якутская балетная школа (колледж) им. А. и Н. Посельских», ГБПОУ РС(Я) «Якутский колледж культуры и искусств», Высшая школа музыки РС(Я) им. В.А.Босикова.

 

Состав участников научно-практической конференции подтвердил актуальность темы конференции и рассматриваемых в её рамках вопросов. Живой интерес был вызван представленной концепцией развития Национального театра танца РС(Я) им.С.А.Зверева-Кыыл Уола на период с 2018 по 2028 годы востребована временем и должна отвечать требованиям новых реалий. Концепция направлена на решение ряда задач: сохранение и развитие культурных ценностей и традиций народов Республики Саха (Якутия), творческого потенциала театра, создание содержательного репертуара, основанного на фольклорном наследии народов Якутии.

Концепция развития Национального театра опирается на Конституцию (Основной закон) Российской Федерации (1993), гарантирующей свободу художественного творчества, право граждан на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям, а также заботу о сохранении исторического и культурного наследия (Гл. 2, ст. 44, п.п. 1-3). Концепция опирается на ведущие идеи федеральных целевых программ о культуре и искусстве Российской Федерации в целом и на Федеральную целевую программу «Культура России (2012-2018 годы) (с изменением на 17 февраля 2017 года)» в частности.

Цель концепции – создание условий для реализации ключевых задач по сохранению и развитию самобытной культуры, культурного и духовного потенциала коренных народов республики в условиях современного театра. Поддержка и развитие профессионального хореографического и музыкально-песенного искусств, обогащение репертуара театра спектаклями, несущими новые идеи, новаторские взгляды, основанные на непреходящих ценностях народов Республики Саха (Якутия).

Масштаб и актуальность Концепции развития Национального театра танца РС(Я) им.С.А.Зверева-Кыыл Уола на период с 2018 по 2028 годы позволил предложить к принятию следующих решений:

  1. Создать условия для формирования Национального театра танца РС(Я) им. С.А.Зверева-Кыыл Уола как духовного центра якутской музыки и танца.
  2. Строительство здания Национального театра танца. Совершенствовать материальную базу Национального театра танца, как залог интенсивного развития и творческого процветания профессионального коллектива, создания на базе театра духовного центра для подрастающего поколения.
  3. Формировать новый вектор развития профессионализации народного танцевального и музыкального творчества с сохранением самобытной культуры народов РС(Я).
  4. Профессионализация народного танца и народной музыки, разработка методики игры на профессиональном инструменте и традиционном инструменте кыл (кылысах), разработка методики якутского танца, ввести в учебный план образовательных учреждений дисциплины по обучению на кырыымпе и кыл (кылысах), народному танцу, ввести разработку учебных программ по обучению на кырыымпе и кыл (кылысах), обучению народному танцу.
  5. Совершенствовать разработку профессионального музыкального инструмента кырыымпа.
  6. Создать условия для сохранения и дальнейшего развития традиционного музыкального инструмента кыл (кылысах).
  7. Вести обучение на профессиональном инструменте кырыымпа в государственную музыкальную систему, открыть класс кырыымпы в Высшей школе музыки РС(Я) им. В.А.Босикова
  8. Вести дальнейшую разработку по созданию школы якутского танца.
  9. Активизировать поиски в сценическом воплощении музыкальных и хореографических произведений с национальным колоритом, с целью выработки неповторимого почерка Национального театра танца.
  10. Обогатить репертуар театра новыми сценическими произведениями высокого художественного уровня, активизировать творческий поиск и совершенствовать методы творческой работы, повысить качественный уровень создаваемых произведений.
  11. Создавать новые сценические постановки (крупномасштабные, малой формы, концертные ит.д.) на материале богатого наследия народов Якутии, активизовать  поиски выразительных средств в образном языке танцев и музыки.
  12. Организовать мастер-классы ведущих педагогов мирового и российского уровня по классу национальных струнно-смычковых инструментов типа кырыымпы, педагогов национального танца.
  13. Систематически повышать квалификации артистов балета и артистов оркестра в ВУЗах и учреждениях культуры и искусства Москвы, Санкт-Петербурга и других городах РФ, а также в странах Азии и Востока с родственными культурными традициями.
  14. Организовать повышение квалификации и проведение аттестаций мастеров-изготовителей в мастерской по изготовлению и реставрации музыкальных инструментов Национального театра танца.
  15. Организовать творческие исследовательские командировки с целью обмена опытом и творческого сотрудничества со странами Азии (Казахстан, Монголия, Бурятия, Китай).
  16. Улучшить условия труда творческого коллектива.

Проект резолюции был утвержден участниками Всероссийской конференции и   завершилась общим фотографированием участников и гостей.

Источник: Пресс-центр Национального театра танца.

 

 


 


 

 

Поделиться: